- Толстой Л. Н.
- ТОЛСТÓЙ Лев Николаевич (18281910), граф, рус. писатель, ч.-к. (1873), поч. акад. (1900) Петерб. АН. Начиная с автобиогр. трил. "Детство" (1852), "Отрочество" (185254), "Юность" (185557), исследование "текучести" внутр. мира, моральных основ личности стало гл. темой произведений Т. Мучительные поиски смысла жизни, нравств. идеала, скрытых закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм, вскрывающий "неправду" сословных отношений, проходят через всё его творчество. В пов. "Казаки" (1863) герой, молодой дворянин, ищет выход в приобщении к природе, к естеств. и цельной жизни простого человека. Эпопея "Война и мир" (186369) воссоздаёт жизнь разл. слоёв рус. общества в период Отеч. войны 1812, патриотич. порыв народа, объединивший все сословия и обусловивший победу в войне с Наполеоном. Ист. события и личные интересы, пути духовного самоопределения рефлектирующей личности и стихия рус. нар. жизни с её "роевым" сознанием показаны как равноценные слагаемые природно-ист. бытия. В ром. "Анна Каренина" (18731877) о трагедии женщины во власти разрушит. "преступной" страсти Т. обнажает ложные основы светского общества, показывает распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев. "Тайновидец плоти" (Д. С. Мережковский), Т. утверждает самоценность жизни как таковой в её бесконечности и неуправляемой переменчивости. С кон. 1870-х гг. переживавший духовный кризис, позднее захваченный идеей нравств. усовершенствования и "опрощения" (породившей движение "толстовство"), Т. приходит ко всё более непримиримой критике обществ. устройства совр. бюрократич. институтов, гос-ва, церкви (в 1901 отлучён от правосл. церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада "образованных классов": ром. "Воскресение" (188999), пов. "Крейцерова соната" (188789), драмы "Живой труп" (1900, опубл. в 1911) и "Власть тьмы" (1887). Одновременно возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния и нравств. возрождения (пов. "Смерть Ивана Ильича", 188486, "Отец Сергий", 189098, обе опубл. в 1912; "Хаджи-Мурат", 18961904). В сочинениях морализаторского характера ("В чём моя вера?", 1884, "народные рассказы"), публицистике ("Не могу молчать", опубл. в 1908 за границей), "Исповеди" (187982) христ. учение о любви и всепрощении трансформируется в проповедь непротивления злу насилием. Стремление согласовать образ мысли и жизни приводит к уходу Т. из Ясной Поляны; умер на станции Астапово.
Биографический словарь. 1998.